24 сентября 2015 г.

Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев

Ильф и Петров - советские писатели-соавторы Илья Ильф (настоящее имя Илья Арнольдович Файнзильберг; 1897-1937) и Евгений Петров (настоящее имя - Евгений Петрович Катаев; 1902-1942). Уроженцы г.Одесса. В 1925 г. состоялось знакомство будущих соавторов, и с 1926 г. началась их работа, на первых порах состоявшая в сочинении тем для рисунков и фельетонов и обработке материалов для газет и журналов. Совместно написали знаменитую дилогию о похождениях обаятельного мошенника Остапа Бендера - "Двенадцать стульев" (1928) и "Золотой телёнок" (1931). Сюжетная основа "Двенадцати стульев" была подсказана Валентином Катаевым, которому авторы посвятили это произведение. Роман имел большой успех. История двух аферистов, пустившихся на поиски брильянтов мадам Петуховой, и по сей день пользуется спросом у читателей. Имя Остапа Бендера, великого комбинатора, стало нарицательным, а сам роман разошелся на цитаты и выдержал сотни успешных переизданий.


"Двенадцать стульев" - удивительная книга, которая знакомит нас с незаурядным знатоком душ человеческих и первоклассным жуликом Остапом Бендером. Он в паре с бывшим предводителем уездного дворянства Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым (или Кисой, как окрестил его Остап) азартно охотится за бриллиантами, зашитыми в сиденье гамбсовского стула мадам Петуховой, покойной тещей Воробьянинова.
ЛитТурист предлагает всем искателям сокровищ последовать за двумя авантюристами - Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым и отыскать драгоценные 12 стульев!



Париж готовился к всемирной выставке. Еще незаконченная башня Эйфеля, похожая на сумасшедшую табуретку, вызывала ужас идеалистов, постников и трезвенников богоспасаемого города Парижа (отрывок из книги) 
Эйфелева башня - металлическая башня в центре Парижа, самая узнаваемая его архитектурная достопримечательность. Названа в честь главного конструктора Гюстава Эйфеля. Башня имеет три этажа. Первый — на высоте 57 м, второй на 115 м и третий на 276 м. Бесспорный символ Парижа располагается на Марсовом поле - бывшем военном плацу, преобразованном впоследствии в прекрасный парк. Башня была построена в 1889 году и первоначально задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки. Серьезная угроза башне существовала в 1903 г., когда даже были выделены деньги для демонтажа. Спасло башню только появление радио. Она стала опорой антенн для радиовещания, потом телевидения и радарной службы. Сейчас, на башне находится уникальная метеостанция, где ведется изучение суточных колебаний атмосферного электричества, степени загрязнения и уровня радиации атмосферы. Отсюда транслирует свои программы парижское телевидение. Постройка, которая выводила из себя всех парижан, спустя годы стала символом Парижа, символом, который стал самым посещаемым и фотографируемым местом на планете.


Из Спасских ворот Кремля выходил на Красную площадь крестный ход, и протодиакон Розов, десятипудовый верзила, читал устрашающим голосом высочайший манифест (отрывок из книги)
  

Спасская башня - самая красивая и стройная башня Московского Кремля, главные его ворота. Возведена в 1491 году архитектором Петром Антонио Солярио. Спасские ворота были парадным въездом в Кремль, так как выходили на Красную площадь. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Ворота служили для выездов царей, императоров, торжественных шествий духовенства, встреч иностранных послов. Через эти ворота запрещалось проезжать на лошадях верхом и проходить с покрытой головой, даже цари обязаны были снимать шапку.  

Красная площадь - главная и наиболее известная площадь Москвы, расположена в Китай-городе, у северо-восточной стены Кремля, между Кремлёвским проездом, проездом Воскресенские ворота, Никольской улицей, Ильинкой, Варваркой и Васильевским спуском к Кремлёвской набережной. На площади расположены Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей В.И.Ленина, рядом с которым Некрополь у Кремлёвской стены, где захоронены деятели (в основном политические и военные) Советского государства. К западу от площади находится Московский Кремль, к востоку - Верхние (ГУМ) и Средние торговые ряды, к северу - Исторический музей и Казанский собор, к югу - Храм Василия Блаженного (Покровский собор). Уникальный архитектурный ансамбль площади состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.


Блестящий гусар, граф Алексей Буланов, как правильно сообщил Бендер, был действительно героем аристократического Петербурга. Имя великолепного кавалериста и кутилы не сходило с уст чопорных обитателей дворцов по Английской набережной и со столбцов светской хроники (отрывок из книги)
Английская набережная в Санкт-Петербурге расположена на левом берегу Невы между Сенатской площадью и Ново-Адмиралтейским каналом. В прошлом Английская набережная имела огромное количество названий: в общей сложности у этой магистрали было около 22 имен в разное время. В 1770-х годах набережная стала Английской. Первый дом на Английской набережной был построен еще в 1710 году Александром Меншиковым. Сначала Английская набережная была непрезентабельным районом, здесь были лишь небольшие постройки бедных рабочих. Но после 1714 года все изменилось, Петр Первый стал раздавать эти земли богатым и влиятельным людям. Английская набережная играла роль визитной карточки города. Именно эту магистраль первой видели иностранные корабли, приплывающие в Петербург. В 1735 году Россия и Англия заключили договор, согласно которому дома английских купцов в нашей стране освобождались от налога. Предприимчивые петербуржцы сразу стали продавать свою недвижимость иностранцам. Постепенно улица превратилась в настоящую мини-Англию. Местные жители очень полюбили эту улицу, в моду вошли прогулки по набережной. В начале 19 века здесь часто можно было встретить Александра Сергеевича Пушкина. Уникальность Английской набережной заключается в том, что многие здания здесь имеют историческую и культурную ценность, например, здесь находится дом Николая Румянцева, дом графини Лаваль, где собирались знаменитые поэты и писатели, а также дом Нарышкиных и других известных людей прошлых столетий.

Это была Москва. Это был Рязанский вокзал - самый свежий и новый из всех московских вокзалов (отрывок из книги)
Казанский вокзал Москвы (до 1894 г. – Рязанский) по праву считается выдающимся творением отечественной архитектуры. Первый, временный вокзал Рязанской дороги в Москве размещался в небольшом деревянном домике. Каменный вокзал появился лишь в 1864 году. Построил его архитектор М.Ю.Левестам. До наших дней от всего вокзального комплекса того времени сохранилось лишь одноэтажное ажурное здание веерного депо, выполненное в итальянском стиле.  Строительство нового вокзала началось в 1913 году под руководством архитектора А.В.Щусева и затмило размахом все остальные стройки московских вокзалов. На строительство были отпущены значительные средства, и были призваны лучшие архитекторы, инженеры и художники России. В создании интерьеров Казанского вокзала участвовали Н.К.Рерих, А.Н.Бенуа, Б.М.Кустодиев, Е.Е.Лансере, З.Е.Серебрякова, И.А.Билибин. Однако не все из задуманного удалось осуществить. Началась первая мировая война, затем революция, гражданская война. Считается, что в 1926 году был завершен первый этап строительства, а в 1940 году - второй. Во второй половине ХХ века вокзал постоянно развивался и обновлялся. В 70-е годы началась крупномасштабная реконструкция вокзала, в ходе которой была увеличена его пропускная способность, и одновременно многое было сделано для реализации и восстановления архитектурно-художественного замысла А.В. Щусева. Завершилась реконструкция в 1997 году к 850-летию Москвы. 

Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешками и геральдическими курочками... (отрывок из книги)
Ярославский вокзал (до 1870 года - Троицкий) - пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Ярославская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, крупнейший по объёму перевозок пассажиров. Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Ф.В.Чижову. К строительству "первой русской" (то есть без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов. Активным его помощником в этом деле стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова. Для строительства «здания Ярославской железной дороги» по рекомендации Ф.В.Чижова был приглашен из Петербурга архитектор Р.И.Кузьмин. В 1862 году между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 года ходили лишь до Сергиева Посада. Практически без изменений вокзал этот простоял до 1900 года. Проект нового Ярославского вокзала в Москве поручили Ф.О.Шехтелю. Применив новые строительные материалы: железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки, Шехтель сумел создать уникальное здание. В 1906-1907 годах вокзал был заменен новым, выполненным в неорусском стиле. Он был втрое больше прежнего. Перрон построен в 1910-х годах по проекту Л.Н.Кекушева. При реконструкции в 1965—1966 годах cо стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной. В 1995 году закончилась вторая реконструкция.

Через Александровский вокзал входит в Москву иностранец на каучуковых подошвах, в костюме для гольфа - шаровары и толстые шерстяные чулки наружу (отрывок из книги)
Белорусский вокзал (в 1912-1917 гг. - Александровский) - пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Смоленская, расположен на площади Тверской заставы. Строительство вокзала, которому дали название Смоленский, началось в конце апреля 1869 г. Ответственным за возведение зданий и всех построек был крупный предприниматель Немчинов. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 года. В ноябре 1871 года в связи с продлением железной дороги от Смоленска до Бреста вокзал переименовали в Брестский. Весной 1896 года в связи с предстоящей коронацией Николая II известному архитектору Льву Кекушеву было поручено срочно построить для встречи царской семьи на Брестском вокзале Императорский павильон. В связи с ростом пассажирских перевозок Брестский вокзал стал тесен. Автором проекта нового Брестского вокзала стал архитектор И.Струков. Деятельное участие в строительстве принимал новый начальник дороги, военный инженер, генерал Ф.Мец. Первую очередь вокзала торжественно открыли 25 мая 1910 года. А церемония освящения левого крыла состоялась 26 февраля 1912 года. В год открытия нового Брестского вокзала Россия праздновала столетие войны с Наполеоном. Именно с этого времени вокзал получил название Александровского, а паровозы и вагоны стали украшать объемные вензеля Александра. В дни первой мировой войны Брестский вокзал одним из первых стал фронтовым. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, и вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. С мая 1936 года, после очередной реорганизация железных дорог, вокзал получил свое нынешнее название - Белорусский. Именно под этим именем он вошел и в историю Великой Отечественной войны как вокзал, с которого эшелоны уходили на фронт во имя Великой Победы.

С Курского попадает в Москву кавказец в коричневой бараньей шапке с вентиляционными дырочками и рослый волгарь в пеньковой бороде (отрывок из книги)
Первоначально Курский вокзал (в то время называвшийся Нижегородским) был построен в 1860-х годах совсем в другом месте: у Покровской заставы (по левой стороне нынешней Нижегородской улицы), вне тогдашней городской черты. Положение Нижегородского вокзала уже с самого начала было нестабильным - вокзал долгие годы в документах именовался временным. Его учредители пытались добиться от властей места ближе к центру города, поэтому много средств на постройку не выделяли. Вместе с тем, с началом движения уже в 1865 году появилась необходимость расширения этого скромненького вокзала – пришлось его увеличивать двумя пристройками.1 января 1894 года была создана "Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога". Она-то и взяла на себя все заботы этих направлений. В 1896 году было готово новое здание Курско-Нижегородского вокзала – изящное, с белыми колоннами, построенное архитектором Н.И.Орловым на нынешней вокзальной площади. Курский вокзал был реконструирован в 1938 году. В 1972 году возведено новое здание вокзала при сохранении старых помещений с колоннадой и богатой лепкой внутри (главный архитектор Волошинов). Старый Курский вокзал стал небольшой внутренней частью нового, сохранив архитектурный декор в одном из центральных залов. Здание стеклянными витражами обращено на привокзальную площадь и накрыто оригинальной складчатой кровлей, образующей 9-метровый козырёк. 

С Октябрьского выскакивает полуответственный работник с портфелем из дивной свиной кожи. Он приехал из Ленинграда по делам увязки, согласования и конкретного охвата (отрывок из книги) 
Ленинградский вокзал (с 1923-1937 – Октябрьский) является старейшим железнодорожным вокзалом Москвы. В феврале 1842 г. Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Подготовить проект пассажирских зданий в обеих столицах было поручено выдающемуся архитектору Константину Андреевичу Тону. В Санкт-Петербурге возвести вокзал было решено на Знаменской площади у Невского проспекта. А в Москве место для Петербургского вокзала нашлось не сразу. После рассмотрения вариантов было выбрано место на пустыре у Каланчевского поля. Вокзалы в обеих столицах возводились по единому проекту. Петербургский вокзал в Москве был построен в 1849 году. Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 года. В 1855 году после восшествия на престол императора Александра II Санкт-Петербурго-Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно и вокзал в Москве назвали Николаевским. В феврале 1923 года приказом народного комиссара Ф.Э.Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую, и Николаевский вокзал стал Октябрьским. А через год в связи с переименованием северной столицы вокзал стал называться Ленинградским. В 1934 году Ленинградский вокзал был переоборудован. В 1948-1950 годах были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Во второй половине 70-х годов ХХ века Ленинградский вокзал был реконструирован. В прежнем виде сохранилась лишь часть здания, выходящая фасадом на Комсомольскую площадь. 

Представители Киева и Одессы проникают в столицу через Брянский вокзал (отрывок из книги)
Киевский вокзал (до 1934 г. – Брянский) стоит на месте, некогда называвшимся Дорогомиловская слобода. В 1897–1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. К марту 1899 года станция практически была готова. Новый Брянский вокзал не украшал город – это было унылое, одноэтажное здание. В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И.Рербергу.  Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции в 1920 году. Новый вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком "нового Ренессанса". Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. В 1940-45 гг. с северной стороны был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и вестибюлем станции метро "Киевская" (архитектор Д.Н.Чечулин). После войны в 1952–1953 годах была сооружена новая станция, центральный зал которой спроектировали архитекторы Л.В.Лилье, В.А.Литвинов, М.Ф.Марковский и В.М.Добровольский, а надземный вестибюль – архитекторы И.Г.Таранов и Г.С.Тосунов. При реставрационных работах 1979-1981 годов была несколько модернизирована кровля перронного зала, воссозданы элементы первоначальной внутренней отделки.

Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савеловский вокзал (отрывок из книги)
Савеловский вокзал - единственный московский вокзал, имя которому дал не город, а село. Инициатором строительства Савеловской линии был известный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов. В 1897 году Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога, получив высочайшее разрешение, приступила к изысканиям, а затем и к прокладке новой линии от Москвы до села Савелово, что находится на берегу Волги напротив Кимр. Новая ветка была не очень длинной - 130 км, но перспективной. Торговое село Кимры славилось в то время мастерами-сапожниками. Рядом стоял старинный город Кашин. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска. Для строительства Савеловской линии было создано специальное управление "под заведыванием начальника работ инженера К.А.Савицкого". Встал вопрос и о будущем вокзале. Место для вокзала было выбрано на окраине, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока. Руководил работами инженер А.С.Сумароков. Строительные работы были завершены к весне 1902 года. В воскресенье, 10 марта (по старому стилю) вокзал, получивший название Бутырский, был освящен и от него отправился первый поезд. Долгие годы Бутырский вокзал (переименованный позже в Савеловский) успешно выполнял свою работу, но по мере роста перевозок, особенно пригородных, стал отставать от времени, ветшал. В 80-х годах XX века было принято решение о его капитальном ремонте и реставрации. Проект подготовил коллектив Института Мосжелдорпроект под руководством Я.В.Шамрая. Работы велись несколько лет. 1 сентября 1992 года, через 90 лет после постройки, обновленный и помолодевший вокзал вновь распахнул свои двери. Он стал двухэтажным, но сохранил прежний архитектурный облик. 

Концессионеры с трудом пробились к выходу и очутились на Каланчевской площади (отрывок из книги)
Комсомольская площадь (до 1933 г. - Каланчёвская площадь) - площадь в Москве, на которой расположены сразу три железнодорожных вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский. В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой. Неофициально называется площадью трёх вокзалов. Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади - «Каланчёвская» - по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой - «каланчой». Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 г. в честь комсомольцев - строителей метрополитена. В 1933-1934 гг. на площади было открытым способом проложено метро. В 1933 году Каланчёвская площадь была переименована в Комсомольскую площадь. Между Ленинградским и Ярославским вокзалами сооружен павильон станции «Комсомольская», замененный в 1952 г. новым, общим для «Комсомольской» и вновь построенной «Комсомольской-кольцевой». В том же году была закончена высотка гостиницы «Ленинградская», завершившая ансамбль площади, каким он существует к началу XXI века.

— На Сивцев Вражек! — сказал он. — Восемь гривен. Извозчик обомлел. Завязался нудный спор, в котором часто упоминались цены на овес и ключ от квартиры, где деньги лежат (отрывок из книги)
Сивцев Вражек – переулок в Центральном административном округе города Москвы между Гоголевским бульваром и Денежным переулком. Название XVII века произошло от оврага («вражка»), по дну которого текла небольшая река Сивец (или Сивка), которая впадала в текший вдоль стены Белого города ручей Черторый. Река Сивка называлась так по сивому (серому) цвету её воды. Длина реки 0,8 км, заключена в трубу в начале XIX веке. Сивцев Вражек несколько раз менял свое название и был Троицким, Протасьевским, Подъяческим. В 1910-х годах начал обозначаться Сивцевым Вражком. В разное время в домах этого переулка проживали писатели и поэты: М.Цветаева, А.Герцен, С.Аксаков, М.Шолохов, Л.Толстой, И.Тургенев, композитор С.Рахманинов, а также художники, учёные, военные деятели, актеры.

Подле реставрированных тщанием Главнауки Красных ворот расположились заляпанные известкой маляры со своими саженными кистями, плотники с пилами, штукатуры и каменщики. Они плотно облепили угол Садово-Спасской. — Запасный дворец, — заметил Ипполит Матвеевич, глядя на длинное белое с зеленым здание по Новой Басманной (отрывок из книги)
Красные ворота - триумфальная арка в стиле барокко, существовавшая в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Петра I в честь победы в 1709 г. над шведами в Полтавской битве Северной войны в 1709 г. В пожаре 1737 года они сгорели. Новые деревянные ворота на этом месте были построены 1742 году. Они предназначались для торжественного въезда Елизаветы Петровны в Москву на коронацию в Кремль. Однако в пожаре 1748 года и эти ворота сгорели. В 1753-1757 годах Д.В.Ухтомский возвел, наконец, каменные ворота. С середины XVIII века они получили название Красных ворот, так как через них проходила дорога на Красное село. В 1928 году ворота и рядом стоящая церковь Трех святителей были снесены. 

За Красными воротами находился Запасный дворец, построенный в 1753 году на месте Житного двора для хранения запасов зерна и продовольствия. В XVIII веке территория перешла в ведение Главной Дворцовой канцелярии, для которой в 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. В центре северного корпуса появилась церковь. В ХХ веке Запасный дворец несколько раз перестраивался и менял своих хозяев. Сначала в нём расположился Институт для благородных девиц. После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения, радикально изменивший внешний вид всего комплекса в 1933 – 1936 гг. 

Когда проезжали Лубянскую площадь, Ипполит Матвеевич забеспокоился. — Куда мы, однако, едем? — спросил он. — К хорошим людям, — ответил Остап, — в Москве их масса. И все мои знакомые (отрывок из книги)
Лубянская площадь располагается в центре Москвы, недалеко от Кремля. Из летописей 1480 года известно, что после того, как Новгородская республика пала, и была насильно присоединена к Московскому княжеству, самых родовитых и влиятельных новгородцев переселили в Москву. По указу царя Ивана III выходцам из Новгорода было приказано селиться в районе нынешней Лубянки. Новгородцы и дали название этой местности – оно произошло от Лубяниц – района Новгорода. Когда в 1534-1538 годах была возведена Китайгородская стена, то образовалась большая площадь, поделенная на две части. Часть, которая заканчивалась Пушечным двором и располагалась на восток от улицы Рождественской и до нынешней Лубянской площади называлась Пушечной вплоть до 20-х годов 20 века. А площадь от улицы Большой Лубянки до Варварских ворот была названа Лубянкой. Во время войны со шведами Петром I вокруг Кремля и Китай-города были построены новые земляные укрепления. Эти укрепления просуществовали до 1823 года, но половина нынешней Лубянской площади, расположенная к востоку от бастионов, уже в середине 18 века была застроена. В 1820 году напротив площади были сделаны вторые Проломные ворота. В 1830 году на Лубянской площади был построен водозаборный фонтан Мытищинского водопровода. В 1880-х годах через Лубянскую площадь проложили рельсы для конки, а в 1904 году конку сменил трамвай. В 1934 Китайгородскую стену сломали вместе с прилегающими домами на Никольской улице. Фонтан перенесли в Нескучный зад, за счет чего площадь стала просторнее. В 1958 году в центре площади установили памятник Дзержинскому, автором которого стал Е.И.Вучетич. В 1991 году монумент демонтировали и перенесли в Парк искусств на Крымском валу. В октябре 1990 года на Лубянской площади был установлен памятник жертвам Гулага. Монумент представляет собой большой камень, привезенный из Соловков.

В сквере против Большого театра уже торчала пальмочка, объявляя, всем гражданам, что лето уже наступило и что желающие дышать свежим воздухом должны немедленно уехать не менее чем за две тысячи верст (отрывок из книги)
Большой театр – полное название Государственный академический Большой театр России или Государственный академический театр оперы и балета России располагается в центре Москвы, на Театральной площади. Это один из самых крупных и авторитетных театров не только в России, но и во всем мире. Основоположником Большого театра в Москве можно считать губернского прокурора князя Урусова Петра Васильевича. В марте 1776 году князь, имевший собственную театральную труппу, получил от императрицы Екатерины II разрешение на исключительное право устройства в Москве театральных представлений, концертов, маскарадов. Князь Урусов вместе с компаньоном, английским предпринимателем Майклом Мэдоксом приступил к строительству, но театр сгорел сразу же после постройки.К тому времени князь Урусов  был почти разорен, он продал Майклу Мэдоксу право на "привилегию". Для строительства театра Мэдокс приобрел у князя Лобанова-Ростоцкого земельный участок на правом берегу реки Неглинной, в начале улицы Петровки. Всего за пять месяцев здание театра было построено. Театр Мэдокса, или Петровский театр был выстроен из камня. Автором проекта стал архитектор московской полицейской конторы Х.И.Розенберг. Первые зрители заполнили театральный зал 30 декабря 1780 года. В течение 25 лет театр, построенный Мэдоксом, радовал москвичей и гостей города, но зимой 1805 года в здании вспыхнул пожар, после которого осталось всего лишь несколько несущих стен. Новое помещение для театра было построено на Арбатской площади. Его автором стал К.И.Росси. Поскольку новый театр был деревянным, то он полностью сгорел во время пожара 1812 года. Строительство нового театра, получившего название Большой Петровский, было начато архитектором О.Бове в 1821 году, а закончилось в 1825 году. Но и этому зданию театра не удалось сохраниться до наших дней. В марте 1853 года в Большом Петровском театре разгорелся сильный пожар. Для разработки проекта реконструкции театра был приглашен петербургский архитектор Альберто Кавос. Новый театр открылся 20 августа 1856 г. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Теперь театр стал называться императорским Большим. Шли годы, здание театра ветшало. В 2005 году здание Большого театра закрыли на реконструкцию, которая завершилась в 2011 г.

В Охотном ряду было смятение. Врассыпную, с лотками на головах, бежали, как гуси, беспатентные лоточники. За ними лениво трусил милиционер. Беспризорные сидели возле асфальтового чана и с наслаждением вдыхали запах кипящей смолы (отрывок из книги)
Охотный Ряд - улица в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от Манежной площади до Театральной площади, лежит между Георгиевским переулком и Никольской улицей параллельно им. Название XVII века, дано по одному из московских торговых рядов, в котором было разрешено торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками. В середине XVIII века все продовольственные ряды (Харчевой, Обжорный, Охотный) перевели за Неглинку - от современной Манежной площади до Театральной площади, по соседству с церковью Параскевы Пятницы. После пожара 1812 года на месте сгоревших деревянных лавок строятся каменные одноэтажные торговые помещения с десятками птичьих боен. Помещения собственно Охотного ряда находились напротив Благородного собрания, но со временем Охотным рядом стал называться весь Занеглиненский торг. Во второй половине XIX - начале XX века Охотный ряд стал символизировать изобилие, хлебосольство и сытость Москвы, войдя в русские пословицы. В 1883 году на площади Охотного ряда соорудили чугунную часовню святого Александра Невского в память павших в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Снесённая в начале ноября 1922 года, часовня стала первым московским храмом, уничтоженным советской властью. В 1920-е годы в Охотном ряду начали сносить лавки, в 1930-е годы торговля была переведена на Цветной бульвар, что положило начало Центральному рынку. В 1928 году была снесена церковь Параскевы Пятницы, несколько позже - стоящие по соседству с ней палаты Голицына. В 1935 году по завершении строительства гостиницы «Москва» и здания Совнаркома и образования улицы Охотнорядская площадь была переименована в улицу Охотный ряд. Также под ней прошла первая в Советском Союзе линия метро и появилась одноимённая станция. В 1961 году улица Охотный ряд, Моховая улица и Театральный проезд были объединены в проспект Маркса. В 1990 году улице возвращено историческое название.

Сесть за него было все равно, что сесть за Театральную площадь, причем Большой театр с колоннадой и четверкой бронзовых коняг, волокущих Апполона на премьеру «Красного мака», показался бы на столе чернильным прибором (отрывок из книги) 
Театральная площадь находится в центре Москвы, в Тверском районе Центрального округа. Она разделена на две части Театральным проездом. Свое первоначальное название - Петровская - площадь получила в 1817 году по соседней улице Петровка, а с 1829 года стала называться Театральной по расположенным на ней Большому и Малому театрам. В 1820-е годы были возведены здания в северной части площади. В одном из них в 1824 году открылся Малый театр. В 1936 году в здании, расположенном напротив него, был создан еще один театр - Центральный детский (ныне - Российский академический молодежный театр). Южная часть Театральной площади осталась незастроенной. Здесь был устроен водозаборный фонтан, из которого набирали воду. В 1835 году он был украшен скульптурой работы И.П.Витали, сохранившейся до настоящего времени. В советское время некоторые здания подвергались перестройкам. Сама площадь также реконструировалась. В 1949 году перед Большим театром появился фонтан. На площади были установлены памятники А.Н.Островскому, К.Марксу и Я.М.Свердлову. 


В Пассаж на Петровке, где помещался аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы (отрывок из книги)
Петровский Пассаж - торговый комплекс, расположенный на улице Петровка в центре Москвы, является памятником архитектуры регионального значения. Идея строительства Пассажа на улице Петровка принадлежала В.И.Фирсановой, продолжательнице знаменитой московской купеческой династии Фирсановых. Строительство Пассажа было поручено в 1903 году архитекторам С.М.Калугин и Б.В.Фрейденбергу. Пассаж был спланирован таким образом, чтобы торговые залы не изолировались друг от друга, а внутреннее пространство было единым. Сооружение перекрытий над торговыми рядами было осуществлено по проекту и при техническом руководстве знаменитого русского инженера В.Г.Шухова. Строительство длилось три года, открытие состоялось в 1906 г. В 1918 г. Фирсановский Пассаж был национализирован, и в скором времени в здании была развёрнута постоянно действующая промышленная выставка ВСНХ, кинотеатр, а также размещена фабрика по пошиву белья для Красной армии. Пассаж переименовали в Петровский. Торговля вернулась в Пассаж лишь в 1928 г., но не во весь, а только в первый этаж. На второй линии пассажа расположился Дирижаблестрой, где проектировались первые советские дирижабли и аукционный зал. В годы Великой Отечественной войны на третий этаж Петровского пассажа поселили москвичей из разрушенных бомбёжками домов. Так в здании возникла огромная коммуналка. В таком виде Петровский пассаж простоял вплоть до начала 1960-х годов, когда он стал филиалом Московского ЦУМа. В 1963 г. в Петровском пассаже разместилось вновь образованное торговое училище №3, готовившее кадры для ЦУМа. В 1988-1990 гг. здание реконструировалось. Сейчас это снова один из модных и дорогих магазинов Москвы.

Прошли весь Пречистенский бульвар и вышли на набережную, к храму Христа Спасителя (отрывок из книги)
Гоголевский бульвар (до 1924 года - Пречистенский) - бульвар в Центральном административном округе города Москвы, входит в Бульварное кольцо. Проходит от площади Пречистенские Ворота до площади Арбатские Ворота. Своё первоначальное название - Пречистенский – бульвар получил по церкви Пречистыя Богородицы Смоленской в Новодевичьем монастыре. В 1924 году, в период празднований 115-летия великого русского писателя Н.В.Гоголя, Пречистенский бульвар был переименован в Гоголевский. Здесь любили бывать многие знаменитые личности: Гоголь, Герцен, Тургенев. Знаменитый пожар 1812 года не обошел стороной и Пречистенский бульвар. Многие строения были разрушены, поэтому бульвар утратил свой первоначальный облик, но в скором времени он был почти полностью восстановлен. Четная сторона Гоголевского бульвара знаменита тем, что практически в каждом доме здесь либо жили, либо останавливались известные люди: А.С.Пушкин, декабрист М.Нарышкин, Ф.Шаляпин, С.Рахманинов и др. Символом Гоголевского бульвара является памятник Н.В. Гоголю. 

Храм Христа Спасителя в Москве – кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее здание, построенное в 1990-х годах – это внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К.А.Тона. Храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года. Над росписью внутренних помещений храма работали В.И.Суриков, И.Н.Крамской, В.П.Верещагин и другие художники Императорской Академии художеств. К 1881 году были окончены работы по устройству набережной, площади вокруг храма и установлены наружные фонари. В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи, была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий.13 июля 1931 года на заседании ЦИК СССР было принято решение на месте Храма построить Дворец Советов. Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва - после первого взрыва храм устоял. Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться – началась Великая Отечественная война. В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. 5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный закладной камень, в1994 году начато строительство. Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения.

На рассвете отрезвевший «милостивый государь» вышел на Тверской бульвар и побрел от памятника Пушкина к памятнику Тимирязева (отрывок из книги)

  
Тверской бульвар - бульвар в Центральном административном округе Москвы, самый старый и самый протяжённый на Бульварном кольце. Проходит от площади Никитских ворот до Пушкинской площади. Назван в 1796 г. по Тверской улице, к которой примыкает. Устройством бульвара  руководил архитектор С.Карин. Вскоре бульвар стал местом прогулок и встреч московского дворянства. Проезды бульвара застраиваются дворянскими особняками. Осенью 1812 года во время пожара дома по обеим сторонам бульвара сильно пострадали, а на самом бульваре был устроен лагерь французских солдат, которые вырубили на топливо почти все деревья. Через короткое время бульвар восстановили и построили беседки, мостики и фонтаны. В 1880 году в конце бульвара установили памятник А.С.Пушкину, который был перенесен на Пушкинскую площадь в 1950 г. В конце XIX века на бульваре появляются доходные дома. В октябре 1917 году на бульваре происходили бои между вооружёнными отрядами большевиков и юнкерами, в результате которых в начале бульвара сгорел дом. На его месте в 1923 году установили памятник К.А.Тимирязеву. В 1920-х годах на бульваре проводили книжные базары. В 1946 году по проекту архитектора В.И.Долганова бульвар был перепланирован и благоустроен. Устроены цветники и посажены новые деревья. Установлена чугунная ограда. В 1995 году на бульваре установили памятник С.А.Есенину.

И, стоя у стены Малого театра, на том самом месте, где впоследствии будет сооружен памятник великому русскому драматургу Островскому, Остап подписал протокол, стараясь не смотреть на своего врага-извозчика, и дал небольшое интервью набежавшему Персицкому (отрывок из книги)
Малый театр - старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране. Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии. На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр. Днем открытия Малого театра можно считать 14 октября 1824 года. Для Малого театра писали И.С.Тургенев, А.В.Сухово-Кобылин, многие другие авторы. Но особое значение для Малого театра имел Александр Николаевич Островский. Его пьесы принесли Малому театру неофициальное название «Дом Островского». В 1929 г. у здания Малого театра был установлен памятник А.Н.Островскому. В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал.

Очерк о Сухаревой башне… Ляпсус, писанули бы и вы что-нибудь о Сухаревском рынке — свежая тема — всего только сорок очерков за год печатается... (отрывок из книги) 
Сухарева башня - выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, стоявший с 1695 по 1934 годы в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). Сухарева башня была построена в 1692-1695 гг. на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города. Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М.И.Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами. В 1698-1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу. В начале XVIII века в здании этих ворот была размещена морская «навигацкая» школа, а затем московская контора Адмиралтейской коллегии. Сухарева башня считалась одной из главных достопримечательностей Москвы. После установки на втором этаже башни в 1824 и 1854 гг. резервуаров для воды она стала водонапорной. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей. Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади.

В «Цветнике» было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов (отрывок из книги)
В Лермонтовской галерее продавали нарзан. Нарзаном торговали в киосках и в разнос (отрывок из книги)
 
 

Парк "Цветник" был заложен 1823 году в самом центре тогдашнего Пятигорска у подножия горы Горячей. Благоустройство продолжалось более ста лет - вплоть до Октябрьской революции. В 1830 году в честь первого покорения Эльбруса в одном из уголков парка братьями Бернардацци был устроена искусственная пещера, названная позже Гротом Дианы. Здесь нередко устраивались шумные праздники, в том числе и Михаил Лермонтов, за неделю до своей смерти, с друзьями устроили в гроте бал, после которого он признался одному из своих товарищей: "Чувствую - мне мало осталось жить". В 1831 году в парке открываются Николаевские ванны, построенные все теми же братьями Бернардацци  в стиле классической курортной архитектуры. В июне 1837 года здесь проходил курс лечения Михаил Лермонтов, и этому мы обязаны современному названию ванн - Лермонтовские. В 1870-80-х годах на вершине горы Горячей появляется Китайская беседка с восемью колоннами, поддерживающими крышу в стиле китайских пагод. В 1880 году неподалеку от Лермонтовских открываются Ермоловские ванны. Названы они так в честь наместника на Кавказе с 1816 по 1827 годы генерала А.П.Ермолова, сделавшего очень много для становления курортов Кавказских Минеральных Вод. Новый виток развития получил парк "Цветник" в начале ХХ века, после решения о его расширении - в 1901 году на одном из уступов на горе Горячей появилась скульптура Орла, символа Кавказских Минеральных Вод. Летом того же 1901 года, в 60-ю годовщину гибели М.Ю.Лермонтова, открывается Лермонтовская галерея - ажурный павильон из металлических конструкций. Разноцветные витражи и воздушная конструкция в стиле эклектики, готические элементы и башенки придавали ей сказочный вид. Использовалась эта галерея и как летний театр, и как место для лечения больных. В 1909 году у входа в парк появляется кофейня Гукасова, а в 1914 году на краю парка открывает свои двери Музыкальный театр. Сейчас "Цветник" является не только любимейшим местом прогулок местных жителей, но и ярким брендом Пятигорска.


Грудь его выгнулась, как Дворцовый мост в Ленинграде, глаза метнули огонь, и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым (отрывок из книги)
 
Дворцовый мост - разводной мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города и Васильевский остров. Длина моста - 250 м. Состоит из пяти пролетов. Разведённый двукрылый центральный пролёт Дворцового моста - один из символов города. Своё название мост получил по находящимся рядом Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.  С 1856 года вблизи будущего моста начал устанавливаться плашкоутный мост, перенесённый после возведения постоянного Благовещенского моста, получившего название Дворцовый. В 1896 году перенесён вниз по течению на 53 м в то место, где позже возведён постоянный мост. В апреле 1901 г. был объявлен конкурс на возведение сразу двух постоянных мостов, Дворцового и Большеохтинского, но ни один проект не был принят комиссией. В 1909 году был принят проект инженера А.П.Пшеницкого. Архитектурное оформление по распоряжению президента Академии художеств было поручено архитектору Р.Ф.Мельцеру. 5 февраля 1911 года был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов; в нём была указана дата окончания строительства: 15 октября 1913 года. Но этим планам не суждено было сбыться: строительство началось в 1912 году и было задержано из-за начавшейся Первой мировой войны. Мост был открыт только 23 декабря 1916 года, но оформление моста было закончено только после революции, например, чугунные перильные решетки появились только в 1939 году. Мост прошел капитальный ремонт в 1967 г., реконструирован в 1977 и 1997 годах. В 2008 г. Дворцовый мост исчерпал свой ресурс, капитальный ремонт начался в 2012 г. и уже через год он был торжественно открыт после реконструкции.

Великий комбинатор двинулся стрелковым шагом по горной дороге, ведущей вокруг Машука к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым (отрывок из книги)
Место Дуэли М.Ю.Лермонтова – поляна  на северо-западном склоне горы Машук у окружной дороги. Входит в комплекс сооружений Государственного музея-заповедника М.Ю.Лермонтова и является одной из важных достопримечательностей города Пятигорска. Поединок поручика Лермонтова с майором Н.С.Мартыновым на склоне Машука состоялся ненастным  вечером 15 июля 1841 года. Поэт был убит выстрелом в грудь навылет. На месте дуэли в разные годы устанавливались временные памятники. В 1913 г. было решено установить к 100-летию М.Ю.Лермонтова постоянный монумент. Автором проекта стал скульптор Б.М.Микешин. Он не успел завершить работу к намеченной дате (12 июля 1914 г.), т.к. был занят созданием памятника Лермонтову в Санкт-Петербурге. Ограду вокруг памятника спроектировали петербургские скульпторы Л.А.Дитрих и В.В.Козлов. Особых торжеств по случаю открытия не устраивали, потому что шла Первая мировая война. В конце 50-х - начале 60-х годов ХХ века, когда Пятигорск быстро расширялся, место дуэли М.Ю.Лермонтова вошло в городскую черту. 

Мимо санаториев и домов отдыха, обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу (отрывок из книги)
Озеро Провал - естественная пещера на южном склоне горы Машук (в Пятигорске) в виде конусообразной воронки высотой 41 м, на дне которой находится карстовое озеро минеральной воды чистого голубого цвета. Глубина озера 11 м, диаметр 15 м. Температура воды от 26 до 42°C. Голубой цвет воде придают содержащиеся в ней сероводород и особые бактерии. Первое исследование озера попытался сделать в 1773 г. академик И.А.Гюльденштедт. В то время на дне Провала были два озера, соединённые узким проливом. В 1837 году по инициативе князя Голицына был устроен мост над пещерой, с которого спускалась корзина с туристами. Только в 1857 году состоялась первая исследовательская экспедиция внутрь Провала, в которой участвовал Ф.А.Баталин. Была измерена глубина озера, температура и состав воды. После пробития в 1858 году тоннеля длиной около 58 м доступ к озеру стал гораздо проще, количество посетителей многократно увеличилось, воду стали принимать в лечебных целях. В 1866 году площадка у входа в Провал ограждена каменной стеной. Купание в озере было оставлено лишь в 1880 г. После торжественного освящения тоннеля и озера в 1885 году в гроте Провала в специальной нише была установлена икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, которая затем была заменена на икону Великомученика и Целителя Пантелемона. В 1953 г. вход в Провал был укреплен порталом из тесаных плит. Благоустройство площадки было завершено установкой фигур двух львов (1954 г.)

Что же касается Терека, то протекал он мимо «Трека», за вход в который деньги взимал город без помощи Остапа (отрывок из книги)
Центральный парк культуры и отдыха им.К.Хетагурова («Трек») – парк в Иристонском муниципальном округе Владикавказа. Парк расположен на правом берегу р.Терек. В 30-х годах XIX столетия возле комендатуры Владикавказской крепости был разбит сад, который стал называться Комендантским. С 60-х годах XIX столетия сад стал называться Городским парком. Этот парк занимал площадь верхней террасы современного парка. В 70-х годах XIX века территория, примыкающая к Тереку, была благоустроена по инициативе начальника 21-й пехотной дивизии полковника Михаила Родионовича Ерофеева. В начале 90-х годах XIX века в парке строится велодром, который был торжественно открыт 1-го апреля 1893 года. С этого времени парк стал именоваться «Трек». В последующие годы в парке была создана система прудов с островами, лодочная станция, купальни. В  начале ХХ века в парке устраивались карнавалы и праздники с пиротехническими эффектами. В начале XX века в парке был сооружён зоопарк, в зимнее время пруды использовались как катки. Парк всегда славился своей оригинальностью, экзотическими растениями, особой атмосферой тенистых аллей и велосипедных дорожек, глубокими прудами и гротами. После Октябрьской революции парк стал называться «Пролетарский». 22 сентября 1939 года Пролетарский парк в связи с празднованием 80-летия осетинского поэта Коста Хетагурова был переименован в парк имени К.Хетагурова. Сейчас уже нет ни великолепного велосипедного трека, ни Горских ворот, ни Бай-горы,где так любили отдыхать горожане - многое утрачено. 

Ипполит Матвеевич сначала следил за подъемом великого комбинатора, но потом рассеялся и, обернувшись, принялся разглядывать фундамент замка Тамары, сохранившийся на скале, похожей на лошадиный зуб (отрывок из книги)

Дарьяльское ущелье – ущелье р.Терек в месте пересечения Бокового хребта Большого Кавказа, к востоку от горы Казбек, на границе России (Северной Осетии) и Грузии. Дарьяльское ущелье длиной всего 12 километров, но по обеим сторонам от него на высоту в 1500 метров вздымаются скалы. Ущелье образовано под действием реки Терек, которая самостоятельно проложила себе путь через Боковой хребет Большого Кавказа. Ущелье находится на территории национального парка Казбеги, который славится своей живописной горной природой и одними из самых высоких пик на планете, например, одноименная гора Казбек. Дарьяльское ущелье было известно древним географам как «Ворота Кавказа» (Кавказские ворота), Аланские ворота, а также Сарматские ворота. Замок Тамары в Дарьяльском ущелье - развалины средневекового сооружения на скале над Тереком, связываемые легендой с именем грузинской царицы Тамары. Замок Тамары представляет собою остатки защитных сооружений Дарьяльского прохода, воздвигнутых в первые века нашей эры (II—III в.). Скала, на которой он расположен, поднимается над Тереком почти на 60 м. и находится в начале ущелья против его наиболее узкой части. Сохранилась западная башня, остатки стен толщиною в 1—2 м. и высеченный в них сводчатый проход.

— Верно, верно, могут услышать, — зашептал Остап быстро, — есть. Киса, есть, и, если хотите, я могу продемонстрировать его сейчас же… Он в клубе железнодорожников… Оба, взволнованно забрасывая друг друга вопросами, мчались по мокрым улицам на Каланчевскую площадь (отрывок из книги)
Центральный дом культуры железнодорожников - дом культуры в Москве, входящий в комплекс Казанского вокзала. Находится по адресу: Центральный административный округ, Комсомольская площадь, дом 2, строение 1. В 1919 году, по инициативе рабочих паровозных мастерских Московско-Казанской железной дороги был создан клуб железнодорожников им.Октябрьской революции. В самом начале 20-х годов Комитетом профсоюза МКЖД была выдвинута идея о строительстве нового здания. Торжественная закладка будущего Дома железнодорожников состоялась 1 мая 1925 года. К 1927 г. строительство Клуба имени Октябрьской революции Казанской железной дороги (КОР) завершилось. Согласно легенде, профинансировал строительство купец 1-й гильдии Н.Д.Стахеев. В 1918 г. он вернулся за остальной частью нажитого капитала. Его арестовали работники ГПУ, которые поставил условие: он отдаёт деньги и получает пенсию и возможность отъезда. Об этом напечатала газета «Гудок». В ней работали И.Ильф и Е.Петров. Впоследствии история была запечатлена в книге «Двенадцать стульев». 

Конец маршрута

Комментариев нет:

Отправить комментарий