31 июля 2016 г.

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) - русский писатель, Мыслитель, философ и публицист.
Мировая известность пришла к писателю в XX веке – Достоевский стал одним из тех мыслителей, которым удалось изменить общественное сознание. В своих романах писатель показывал противоречивость человеческой природы, всю бездну зла, в которую может погрузиться человек, но в то же время и ту возможность духовного возрождения, на которое он способен.
Все произведения Достоевского сразу после выхода из печати становились событием литературной жизни, объектом пристального внимания критиков и читателей. К наиболее значительным трудам писателя литературоведы относят так называемое «великое пятикнижие», в которое входят последние романы «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-1880). Многие известные творения великого классика многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки. Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.

"Преступление и наказание" – это и глубокий философский роман, и тонкая психологическая драма, и захватывающий детектив, и величественная картина мрачного города, в недрах которого герои грешат и ищут прошения, жертвуют собой и отрекаются от себя ради ближних и находят успокоение в смирении, покаянии, вере.
Большинство людей знает торжественный Петербург - его широкие площади и изысканные дворцы, великолепные соборы и богатейшие музеи. Фёдор Достоевский описывает совсем другой город - холодный и жестокий. ЛитТурист приглашает на экскурсию по местам из романа "Преступление и наказание".

Столярный переулок. Кокушкин мост. Дом Раскольникова
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С‑м переулке (Столярном переулке), на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К‑ну мосту (Кокушкину мосту). Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.
Столярный переулок - переулок в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Казанской улицы до набережной Канала Грибоедова. Улица возникла в первой половине XVIII века, как одна из улиц Переведенской слободы. 20 августа 1739 года присвоено имя Большая Съезжая улица по Съезженскому двору 2-й Адмиралтейской части. Параллельно существовали названия Старая Съезжая улица, Съезжая улица. С 1773 года появляется название Столярная улица. Оно связано с тем, что на этой и ближайших улицах жили столяры Адмиралтейского ведомства. С начала XIX века существует современное наименование Столярный переулок. С 10 июля 1950 года по 13 января 1998 года переулок именовался улица Пржевальского, в честь Н.М.Пржевальского, русского путешественника и географа, жившего в доме № 6 по Столярному переулку в 1881—1887 гг.

Кокушкин мост - мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Название получил по фамилии купца Василия Кокушкина, дом которого располагался на углу Кокушкина переулка и Садовой улицы. С 1779 г. мост называется Кокушкин, в период с 1768 по 1873 мост наименовался Какушкин. Построен в конце XVIII века в период окончания работ по сооружению гранитных стенок набережных канала. Имел каменные, облицованные гранитом опоры и деревянное балочное пролётное строение. В дальнейшем мост неоднократно ремонтировался и сохранился в таком виде до 1946 года. В 1946—1947 из-за ветхости деревянных конструкций и расстройства кладки опор мост был перестроен в однопролётный металлический.

По мнению большинства исследователей, Родион Раскольников снимал квартиру на 4 этаже в доме №19 Гражданской улицы (он же Столярный переулок, 5). Раньше дом был пятиэтажным, сейчас здесь четыре этажа, а проезд во двор закрыт. Как и в романе «Преступление и наказание» на чердак ведут 13 ступенек. В угловой части дома установлен горельеф «Дом Раскольникова». Авторы памятника - скульптор Е.Н.Ротанов и архитектор В.И.Новосадюк. Выполненная из бронзы и гранита пристенная композиция (стела) высотою 165 сантиметров была открыта 7 июля 1999 года. На гранитной плите выбит текст, сочинённый Д.С.Лихачевым и Д.А.Граниным: "Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества". На дом Раскольникова может претендовать также дом №9 по Столярному переулку, где есть Дворницкая, очень похожая по описанию в романе «Преступление и наказание» и в которой главный герой взял топор. 


Средняя Подьяческая улица. Дом старухи-процентщицы
С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в‑ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.
Улица возникла в первой половине XVIII века. С 1772 года параллельно появляется название Малая Подьяческая улица. Современное название Средняя Подьяческая улица существует с 1821 года. В 1799 году угловой участок был приобретён фабрикантом Иваном Вальхом у жены архитектора Джакомо Тромбаро. В 1800 году на участке был построен доходный дом с двумя дворами (на пересечении проспекта Римского-Корсакова, набережной канала Грибоедова и Средней Подьяческой улицы). С ноября 1816 по август 1818 года в доме жил А.С.Грибоедов, в гостях у которого бывали декабристы. По мнению исследователей творчества Ф.М.Достоевского в доме №15А по Средней Подьяческой улице (набережная канала Грибоедова, 104 / проспект Римского-Корсакова, 25) проживала убитая Родионом Раскольниковым героиня романа «Преступление и наказание» Алёна Ивановна, занимавшаяся ростовщичеством.

Сенная площадь
Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной (Сенной площади), обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой.
Сенная площадь - площадь в центре Санкт-Петербурга, расположенная на пересечении Московского проспекта и Садовой улицы. Своё название получила в конце XVIII века из-за того, что на этом месте продавалось сено, солома и дрова. К Сенной площади выходила дорога, по которой купцы ехали в Санкт-Петербург. Здесь они останавливались и торговали всем, что привозили в город. Рынок был самым дешевым и многолюдным. Районы, примыкавшие к Сенной площади, традиционно были населены городской беднотой. До середины XIX века на Сенной площади лица, уличённые в грабежах, воровстве и мошенничестве, подвергались публичным телесным наказаниям. В 1883-1886 годах на Сенной площади было построено четыре здания Торгового центра. Не смотря на все усилия по благоустройству, этот район всегда был грязным и многолюдным, это было самое злачное место Санкт-Петербурга с множеством питейных заведений и публичных домов, ночлежек и притонов. В 1930-х годах старые рыночные корпуса разобрали и рынок перенесли к началу Московского проспекта. Рядом стоящие дома надстроили, их фасады отреставрировали. Рынок назвали Октябрьским, а Сенная площадь с 1952 года стала называться площадью Мира. В 90-х годах здесь находилось множество ларьков и торговых палаток, продукты в которых были дешевле, чем в других местах. В 1991 году площади вернули ее историческое название - Сенная площадь, также названа и станция метро. Сенная площадь во все времена была центром притяжения жителей Санкт-Петербурга и объектом внимания коммерсантов.

Египетский мост
Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние… и всему конец!
Египетский мост - мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет между собой Покровский и Безымянный острова. Был построен в 1825-1826 годах по проекту и под руководством инженеров В.фон Треттера и В.А.Христиановича,  Мост получил своё название из-за своеобразного оформления: в архитектуре цепного моста отразился характерный для начала XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. Порталы, колонны, а также карниз и другие части были украшены орнаментами из иероглифов. На берегах Фонтанки, на въездах моста были расположены четыре скульптуры сфинксов, лежащих на гранитных постаментах. Они были изваяны скульптором Соколовым. На головах у них находились шестигранные фонари. В настоящее время сфинксы это единственный сохранившийся от того моста архитектурный элемент.


Васильевский остров. Вознесенский проспект
Он схватил шляпу и вышел, на этот раз уже не опасаясь с кем‑нибудь встретиться на лестнице; забыл он об этом. Путь же взял он по направлению к Васильевскому острову через В–й проспект (Вознесенский проспект), как будто торопясь туда за делом, но, по обыкновению своему, шел, не замечая дороги, шепча про себя и даже говоря вслух с собою, чем очень удивлял прохожих.
Васильевский остров - самый большой остров в дельте реки Невы. Площадь - 10,9 км². Входит в состав Санкт-Петербурга, занимая основную часть Василеостровского района. В 1703-1715 годах территория почти не застраивалась. В 1710-1720 годах построено первое каменное здание Санкт-Петербурга - Меншиковский дворец для князя А.Д.Меншикова, также на Стрелке острова находились ветряные лесопильни. Освоение территории началось в середине 1710-х годов, когда у Петра I возник план создать на острове город, подобный городам Европы - Санкт-Петербург. В восточной части острова и вблизи набережной Большой Невы сосредоточились основные жилые и общественные постройки. С 1737 года входил в Васильевскую часть Санкт-Петербурга, днём рождения Василеостровского района Санкт-Петербурга принято считать 15 сентября 1737 года. Район Стрелки Васильевского острова с начала XIX века стал важным архитектурным ансамблем. В конце XVIII - начале XIX веков на острове были сосредоточены почти все научные и учебные заведения города.

Вознесенский проспект находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Начинается у Адмиралтейского проспекта и заканчивается у набережной реки Фонтанки, переходя в Измайловский проспект. Вознесенский проспект был создан в XVIII веке и является одним трех проспектов, которые веером расходятся от Адмиралтейства. В так называемый «петербургский трезубец» входят Гороховая улица, Невский и Вознесенский проспекты. По проекту П.М.Еропкина эти три магистрали задумывались как основной ансамбль на левом берегу Невы для строительства зданий после пожаров 1736-1737 гг. Изначально магистраль была названа по указу Анны Иоанновны в 1738 г. в честь церкви Вознесения Господня «Вознесенская Проспективая улица», затем с 1775 г. «Вознесенским проспектом». В последующие годы улица неоднократно меняла свое название: Большая Вознесенская перспектива, Вознесенская, Большая Вознесенская, 3-я Адмиралтейская перспектива, проспект Майорова. Историческое название «Вознесенский» проспекту вернули в 1991 г. Вознесенский проспект привлекает петербуржцев и гостей города своими достопримечательностями, в числе которых, например, Дом Лобанова-Ростовского, Дом городских учреждений. Более того, Вознесенский проспект проходит через живописные места северной столицы, через Исаакиевскую площадь, пересекает реку Мойку, Канал Грибоедова и оканчивается у реки Фонтанки.

Конногвардейский бульвар
Он поспешно огляделся, он искал чего‑то. Ему хотелось сесть, и он искал скамейку; проходил же он тогда по К–му (Конногвардейскому) бульвару. Скамейка виднелась впереди, шагах во ста.
 
Конногвардейский бульвар - бульвар в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Сенатской и Исаакиевской площадей до площади Труда. До 1844 года на месте нынешнего Конногвардейского бульвара протекал Адмиралтейский канал, соединяющий Адмиралтейство и склады Новой Голландии. Позже канал был заключен в трубу и был создан Конногвардейский бульвар – место расположения лейб-гвардии Конного полка. В начале 19 века были построены казармы полка и манеж для занятий верховой ездой. У начала Конногвардейского бульвара установлены две колонны Славы - статуи богини Ники с лавровыми венками в руках были изготовлены по проекту скульптора Рауха в Берлине и подарены императору Николаю I королем Фридрихом Вильгельмом IV в 1845 году с ответной благодарностью за копии скульптурных групп «Укрощение коня»  Клодта, оригиналы которых установлены на Аничковом мосту в Петербурге.

Петровский остров
Ноги его вдруг отяжелели, и он начал чувствовать сильный позыв ко сну. Он пошел домой; но, дойдя уже до Петровского острова, остановился в полном изнеможении, сошел с дороги, вошел в кусты, пал на траву и в ту же минуту заснул.
Остров расположен между Малой Невой и Ждановкой. На шведских картах, начиная с 1643 года, он проходит под финским названием Патсасаари - «столбовой остров», что связано, видимо, с его вытянутой формой. Существовал и русский перевод - Столбовой остров. В начале XVIII века остров стал именоваться Петровским, так как он был собственностью Петра I. В то время остров был почти незаселенным, на нем находилось лишь несколько построек: домик царя, амбар для хранения, избы придворных шутов и юрты ненцев, пасших оленей на острове. В 1730-х годах на Петровском острове размещались склады пеньки, масла, сала. Со второй половины XVIII до конца XIX столетия остров разделялся надвое каналом, протекавшим примерно посредине между современными Ремесленной улицей и улицей Савиной. В наше время Петровский остров Санкт-Петербурга все еще является одним из наименее населенных микрорайонов Северной столицы: здесь находятся несколько промышленных предприятий, Центральный яхт-клуб, стадионы «Балтика» и «Петровский», Дом ветеранов сцены да пара жилых зданий, возведенных здесь в прошлом столетии.


Тучков мост
Он встал на ноги, в удивлении осмотрелся кругом, как бы дивясь и тому, что зашел сюда, и пошел на Т–в (Тучков) мост. Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче.
Первый мост, соединяющий Васильевский остров и Петроградскую сторону через Малую Неву, был построен в 1758 году и назван Никольским. Никольский мост был самым длинным петербургским мостом XVIII века, его длина составляла 890 метров. Строительство этого моста велось Компанией, в которую входили четыре купца. Возглавлял Компанию лесопромышленник Авраам Тучков, владевший находившимися по соседству складами древесины. По его имени позже была названа переправа. Также существует версия, что мост носит имя строившего его инженера - А.В.Тучкова. В 1833-1835 году Тучков мост был перестроен в деревянную многопролётную переправу на свайных основаниях с двукрылым разводным пролётом. В 1850 году у моста на правом берегу стали делать насыпь для устройства парка, но из-за начавшейся войны эти работы не были завершены. В 1948 году деревянные пролётные строения были заменены металлическими конструкциями. К 1960 году Тучков мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два - судоходными. Новый Тучков мост был построен в 1962-1965 годах по проекту инженеров В.В.Демченко, Б.Б.Левина и архитекторов П.А.Арешева, Л.А.Носкова. Именно тогда Тучков мост и приобрёл современный вид - трёхпролётный железобетонный мост с разводным пролётом посередине.

Юсуповский сад. Летний сад. Марсово поле. Михайловский сад
Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало‑помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь. 
  
Юсуповский сад - сад в Санкт-Петербурге. Участок между Фонтанкой и Садовой улицей был подарен Петром I в 1724 году князю Г.Д.Юсупову. Позднее его сын разбил регулярный сад с двумя прудами, каналами и цветниками. В 1790-е годы Н.Б.Юсупов перестроил дворец и перепланировал сад. В 1810 году особняк Юсуповых был продан казне в связи с разводом хозяев. Далее участок передали Управлению путей сообщения России. В парке соорудили оранжереи и фонтаны, вдоль Садовой улицы установили чугунную решетку. Весной 1863 года, император Александр Второй распорядился открыть часть Юсуповского сада для публичных посещений. Полностью сад открыли для широкой публики в 1864 году. Юсуповский сад пользовался популярностью у жителей окрестных районов города. На его территории запускали воздушные шары, работал тир и другие увеселительные аттракционы. Зимой сад не работал, пока в 1865 году его не начал на зиму арендовать Яхт-клуб. В саду устраивали катки и ледяные горки, строили снежные городки и крепости. На Рождество устраивались массовые гуляния с катанием на санях и фейерверками. Юсуповский сад сыграл важную роль в становлении российского фигурного катания. Здесь проводились первые чемпионаты мира, России, а также СССР. В советское время парк назывался «Детский парк Октябрьского района». В 1955 году здесь был установлен памятник В.И.Ленину. В 1990 году саду было возвращено историческое название - Юсуповский. Памятник Ленину был демонтирован.

Летний сад -  это уникальный парковый ансамбль Санкт-Петербурга, заложенный еще в 1704 году по приказу императора Петра I. История Летнего сада уходит корнями в начало XVIII века, когда по приказу Петра I в честь победы русских над шведами в центре будущего города был выделен участок земли с целью создания на нем паркового ансамбля. Известно, что Летний сад изначально создавался как одна из царских резиденций – именно там был построен двухэтажный каменный Летний дворец императора. В первой четверти XIX века в Летнем саду архитекторами Росси и Шарлеманем было сооружено два павильона – Чайный домик и Кофейный домик (ныне в них проходит выставка и продажа различных сувениров). Тогда же Летний сад из императорской резиденции стал постепенно превращаться в городской сад. Самым замечательным сокровищем Летнего сада является его удивительная резная ограда, изготовленная архитектором Ю.Фельтеном. В настоящее время Летний сад украшает множество удивительных скульптур, изготовленных итальянскими мастерами – они как изображают различных персонажей античной мифологии, так и представляют многочисленные аллегории. Одними из самых значимых элементов Летнего сада являются фонтаны, отличающиеся оригинальными названиями: «Гербовый», «Коронный», «Царицын», «Фаворит».


 
Марсово поле - площадь в центре Санкт-Петербурга. Входит в систему архитектурных ансамблей, связанных с Невой. С рекой его объединяет Суворовская площадь, которая примыкает к Марсову полю с северной стороны. В начале XVIII века к западу от Летнего Сада была незастроенная территория, которую называли «Потешное поле», «Променад», а позже «Царицын луг». Последнее название было обусловлено тем, что луг простирался перед Золотыми хоромами - дворцом Екатерины I, построенном в Третьем Летнем саду (ныне Михайловский сад). К началу XIX века постоянные парады и смотры войск превратили луг в военный плац, и мирное название сменилось на военное - Марсово поле. В 1798-1801 гг. там были установлены памятники полководцам П.А.Румянцеву и А.В.Суворову. В1818 г. Румянцевский обелиск перенесли на Васильевский остров. В 1917 г. Марсово поле было выбрано местом захоронения павших на полях сражений героев Революции. В 1919 году над их могилами установлен монументальный комплекс надгробий, выполненный по проекту архитектора Л.Руднева из красного гранита. По проекту И.Фомина в 1920 г. на Марсовом поле был устроен регулярный партерный сквер. В 1957 г. на Марсовом поле был зажжен Вечный огонь. В непосредственной близости находятся следующие достопримечательности: памятник Александру Суворову, Александру III, Мраморный дворец, 2-й Садовый мост, Здание казарм. 
  
Михайловский сад в Санкт-Петербурге - редчайший памятник ландшафтной архитектуры, сочетающий на одной территории французский и английский стили. В начале XVIII века на землях нынешнего Михайловского сада располагались угодья шведского ротмистра Конау. В 1743 году архитектор Б.Ф.Растрелли осуществил планировку сада в регулярном стиле с крестообразными аллеями, лабиринтом, фонтанами и прямоугольными прудами. В начале XIX века, одновременно со строительством Михайловского дворца, архитектором К.И.Росси был создан образцовый английский сад с лугами, аллеями и прудами неправильной формы, также в саду появился традиционный для пейзажного парка павильон с гранитной пристанью на берегу Мойки. Пруды Михайловского сада и каналы Михайловского замка - это уникальная водная система, соединенная с помощью подземных рукавов и коллекторов. Особым изяществом отличается кованая решетка ограждения сада с растительным орнаментом, расположенная со стороны храма Спас-на-Крови, она появилась одновременно с собором и была выполнена по проекту А.Парланда. До революции Михайловский сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан, в нем проводились увеселения для приближенных ко двору и княжеской фамилии. Лишь в 1898 году сад стал общедоступным после открытия в Михайловском дворце Императорского музея. Садовый комплекс входит в состав Государственного Русского музея.

Канал Грибоедова (Екатерининский канал)
Он бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса, а может, и более, и несколько раз посматривал на сходы в канаву, где их встречал. Но и подумать нельзя было исполнить намерение: или плоты стояли у самых сходов, и на них прачки мыли белье, или лодки были причалены, и везде люди так и кишат, да и отовсюду с набережных, со всех сторон, можно видеть, заметить: подозрительно, что человек нарочно сошел, остановился и что-то в воду бросает.
Канал Грибоедова - канал в Санкт-Петербурге, берущий начало от реки Мойки у Марсова поля и впадающий в Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Длина канала составляет 5 км, ширина - 32 м. Изначально носил название Екатерининского – в честь императрицы Екатерины II, в царствование которой он был обустроен. В 1923 году канал был переименован в честь русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, проживавшего в одном из домов на набережной канала. Канал проложен по руслу реки Кривуши (Глухая речка), бравшей своё начало из болотистой трясины, залегавшей между нынешними Конюшенной площадью и площадью Искусств. В 1739 году её исток соединён с Мойкой. В 1764-1790 годах углублено дно, укреплены берега и сооружены гранитные набережные. В 1954-1956 годах участок набережной от Мойки до Итальянской улицы был облицован гранитом. Канал Грибоедова по праву можно отнести к самым известным достопримечательностям в Санкт-Петербурге. Он пересекает многие центральные магистрали, в том числе Невский проспект рядом с Казанским собором. Набережные канала Грибоедова – излюбленное место прогулок туристов, ведь здесь расположены старинные здания и храмы и перекинуты удивительно красивые мосты.

Благовещенский мост (Николаевский, мост Лейтенанта Шмидта)
На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски за то, что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то, что кучер раза три или четыре ему кричал.
Благовещенский мост - разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова. Является первым постоянным мостом через Неву. Ограждение, фонари и павильоны моста являются объектом культурного наследия. Мост расположен между площадью Трезини на Университетской набережной и Набережной Лейтенанта Шмидта на правом берегу и площадью Труда на Английской набережной. Открытый 12 ноября 1850 года мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенского собора (снесённого в 1929 г.). После кончины императора в 1855 году мост стал называться Николаевским. 17 ноября 1918 года мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память П.П.Шмидта - руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 г. 14 августа 2007 года мосту было возвращено название Благовещенский.

Набережная канала Грибоедова, дом 73. Дом Сони Мармеладовой
Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора.
Точного адреса Сони Мармеладовой Достоевский не давал, но исследователи его творчества считают, что в романе описано здание бывшей Казенной палаты на канале Грибоедова, 73. По их мнению, срезанный угол дома совпадает с тем «безобразно тупым» углом, что был в комнате у Сони  (даже несмотря на то, что в романе дом Мармеладовой – трехэтажный, а по тем временам Казенная палата имела всего 2 этажа). Внешний вид здания сильно изменился по сравнению с позапрошлым веком. В советское время  надстроили еще два этажа (теперь это четырехэтажное здание), а отделку фасада изменили под так называемый «сталинский классицизм». 

Крестовский остров
- Эк ведь наладит! Уж не за секрет ли какой боишься? Не беспокойся: о графине ничего не было сказано. А вот о бульдоге каком-то, да о сережках, да о цепочках каких-то, да о Крестовском острове, да о дворнике каком-то, да о Никодиме Фомиче, да об Илье Петровиче, надзирателя помощнике, много было говорено.
Крестовский остров расположен в северной части дельты Невы, омывается Малой и Средней Невками, входит в тройку так называемых Кировских островов. Существует несколько версий его названия: от прорубленных крестом просек, от озера крестообразной формы, от часовенки с крестом, здесь находившейся. Еще в Писцовой книге 16 века упоминается остров с крестом на часовне, то есть его название возникло до основания Петербурга. Первым владельцем был губернатор А.Д.Меншиков. Затем он переходит сестре Петра Первого Наталье Алексеевне. А вскоре императрица Елизавета Петровна дарит его графам Разумовским. В начале 19 века остров купил князь Белосельский-Белозерский. Бывшая усадьба Разумовского была перестроена и превратилась в обширный дворцово-парковый ансамбль. Заболоченность территории не привлекала богатых людей, и до открытия здесь Императорского яхт-клуба этот район оставался местом отдыха людей низшего сословия. Уже к концу 19 века здесь появляются парусный клуб, Гребное Санкт-Петербургское общество, Крестовский Лаун-Теннис-Клуб. Район становится центром спортивной жизни Санкт-Петербурга. После революции строятся спортивные сооружения (стадион Нева, стадион Динамо). Главные достопримечательности Крестовского острова: стадион «Крестовский, гоночная трасса, Приморский парк Победы, Парк аттракционов «Диво остров», дельфинарий.

Елагин остров
Бюро запирается, квартира запирается, и мы опять на лестнице. Ну, хотите, наймемте извозчика! Я ведь на острова. Не угодно ли прокатиться? Вот я беру эту коляску на Елагин, что? Отказываетесь? Не выдержали? Прокатимтесь, ничего.
Остров расположен на территории Санкт-Петербурга, в дельте Невы, между Большой Невкой и Средней Невкой. Впервые остров отмечен на шведских картах в 1643 году. Первоначальное русское название острова - «Мишин остров», по созвучию или, по легенде, по водившимся в лесу медведям. Пятым владельцем острова в 1777 году стал обер-гофмейстер императорского двора И.П.Елагин, имя которого закрепилось за островом до настоящего времени. В восточной части острова в 1786 году был возведен дворец, известный как Елагинский дворец. На острове был разбит парк английского типа с каналами, прудами и гротами, выстроены мостики и беседки. В 1817 г. имение было выкуплено  Кабинетом Его Императорского Величества. С 1826 года в парк открыт публичный доступ, с 1917 года в общественном достоянии. В 1918-1929 годах в Елагином дворце располагался Музей истории и быта, с 1930 года филиал Института растениеводства Академии наук. В 1920-х годах произведена перепланировка западной оконечности Елагина острова, возведена двухъярусная терраса с площадкой, обрамленной парапетом из светло-розового гранита, по краям которого были установлены каменные львы. Практически всю территорию острова занимает Центральный парк культуры и отдыха имени С.М.Кирова, открытый в 1932 году. В 1987 году во дворце был открыт Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв. В настоящее время в состав парка входит Елагиноостровский дворец, Оранжерейный корпус, Кухонный корпус, Конюшенный корпус, музыкальный павильон, эстрадный театр, «масляный луг», Большая площадь, павильон Гранитной пристани и др. 

Конец маршрута

Комментариев нет:

Отправить комментарий